суббота, 22 января 2011 г.

Немного о стимпанке

Как говорится, все уже придумано до нас, классифицировано и названо. Когода я делал роботов и подумать не мог, что оказывается, уже существует и активно развивается целая субкультура, правда к моему удолетворению  это все-таки достаточно новое направление...

 Итак  вот что утверждает   wikipedia
Стимпанк, или паропанк — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако (благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории) широко распространены и юмористические, пародийные мотивы. Элементы стимпанковой стилистики («старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж; летающие корабли-дирижабли; механические роботы) входят и в упрощённо-сказочные, откровенно детские произведения.
В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре.



Термин «стимпанк» был придуман в 1987 году писателем Кевином Джетером, и изначально являлся пародией на «киберпанк». Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа; программист — клакёр; робот — заводной механизм-автомат и т.д.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как «Машина различий», «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо?льшую популярность среди читателей.

Классификация стимпанка

Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию или Америку эпохи Дикого Запада.
Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы, орки, эльфы).

Типичные элементы мира

Характерными элементами мира стимпанка можно считать:
Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу) и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа и т. п.), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
Одежда и аксессуары викторианской Англии:
Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
Рабочие в кепках, куртках, сапогах.
Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.
Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.
Викторианские персонажи: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы разряда Шерлока Холмса, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы (часто обедневшие), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа).
Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее:
Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
Искусственный разум — автоматы и т. п., созданные без применения электричества и компьютерных технологий.

Стимпанк в мировой культуре

Массовая культура
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие полированым металлом и шестернями, некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк. Вместе с тем, говорить о стимпанке, как о формирующейся субкультуре, пока рано.
Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Атланта, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[4]. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света.
Что касается подобных мероприятий в России, то, к примеру, 7-10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России».

Литература

Представители жанра:
Гибсон, Уильям
Далквист, Гордон
Джетер, Кевин
Стерлинг, Брюс
Пол Ди Филиппо
Блэйлок, Джеймс
Предтечи стимпанка:
Герберт Уэллс
Жюль Верн
Альбер Робида — близкий к стимпанку при отсутствии жюльверновского оптимизма
Григорий Адамов — советский фантаст, предтеча дизельпанка
Булгарин, Фаддей — повесть «Правдоподобные небылицы 1824 г.»
Известные произведения:
«Не время для драконов» (Ник Перумов и Сергей Лукьяненко)
«Вокзал потерянных снов» (2000) и «Шрам» (2002) Чайны Мьевилля
«Ночь Морлоков» Кевина У. Джетера (1979)
«Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (1990)
«Дочь Железного Дракона» и «Джек/Фауст» Майкла Суэнвика
«Эмансипатор (Освободитель)», трилогия Рэя Олдриджа (стимпанк + космоопера + боевик: некоторые планеты представляют собой стимпанк-миры)
«Пушка Ньютона» Грегори Киза
«Ангел Паскуале или Страсти по Да Винчи» (П. Макоули)
«Тёмные начала» Филипа Пулмана
«Ван Хелсинг» (Р. Кевин (новеллизация))
«Да здравствует Трансатлантический туннель, ура!», Г. Гаррисон
«Моралист» («Специалист по этике», «Инженер по этике»), вторая книга в серии «Мир Смерти» (Deathworld), 1964, Г. Гарриссон
«Гомункулус» (Homunculus) и «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блэйлока
«Воздушный полководец», «Сухопутный Левиафан» и «Стальной царь» (цикл «Кочевники времени») Майкла Муркока
«Автобан на Познань» (Анджей Земянский)
цикл «Сварог» (Александр Бушков)
дилогия «Искатели неба» (Холодные берега. Близится утро.) (Сергей Лукьяненко)
трилогия «Однажды на Диком Западе» (Андрей Уланов) — технологии стимпанка в эпоху фронтира.
2-я и 3-я части трилогии «Слепые поводыри» (Евгений и Любовь Лукины)
2-я часть — противостояние стоун-панка пушкам конкистадоров
3-я часть — нечто среднее между сандал- и клок-панком (средневековые технологии) с одновременным присутствием тайных наблюдателей, имеющих технологии на уровне дизельпанка
«Пересмешник» (Алексей Пехов) — фэнтезийный стимпанк
«В поселении осуждённых» (Франц Кафка)
«Мятеж Безликих» (Дмитрий Самохин) — фэнтезийный стимпанк
«Опочтарение» (Терри Пратчетт)

Фильмы

«Метрополис» (1927)
«Тайна острова Бэк-Кап» (чеш. «Vynalez zkazy», 1958)
«Адела ещё не ужинала» (чеш. «Adela jeste nevecerela», 1977, ЧССР) [7]
«Тайна карпатского замка» (1981, ЧССР)
«Раз, два — горе не беда!» (1988, СССР) (юмористические элементы альтернативно-исторического стимпанка)
«Город потерянных детей» (1995)
«Дикий, Дикий Запад» (1999)
«Сонная лощина» (1999)
«Из ада» (2001)
«Видок» (2001)
«Машина времени» (2002)
«Лига выдающихся джентльменов» (2003)
«Вокруг света за 80 дней (фильм)» (2004)
«Ван Хелсинг» (2004)
«Лемони Сникетт: 33 несчастья» (2004)
«Хеллбой» (2004)
«Хеллбой 2: Золотая армия»
«Золотой Компас» (2007)
«Звездная пыль» (2007) (элементы стима — дирижабль для ловли молнии)
«Идеальное создание» (2007)
«Хроники мутантов» (2008) (элементы стима — космический шаттл, работающий на угле)
«Франклин» (2008)
«Город Эмбер: Побег (фильм)» (2008)
«Джона Хекс» (2010)
«Щелкунчик и Крысиный король» (2010)

Мультфильмы и анимационные фильмы

«Небесный замок Лапута» (1986)
«Steam Detectives» (1998)
«Turn A Gundam» (1999-2000)
«Атлантида: Затерянный мир» (2001)
«Планета сокровищ» (2002)
«Изгнанник» (2003)
«Стальной алхимик» (2003)
«Ходячий замок Хаула» (2004)
«Небесный Капитан и мир будущего» (2004)
«The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello» (2005)
«SteamBoy» (2005)
«Rusty Red» (2008)
«Триган» (аниме)
«Небесные скитальцы» (дизельпанк)
«Приключения Боско» (1986)
«Сакура: война миров» (англ. Sakura: The Movie) (аниме)
«9» (2005), короткометражный
«Дуэль джентльменов» (2006), короткометражный (A Gentlemen’s Duel)
«9» (2009), полнометражный
«Шерлок Холмс (фильм)» (2009)
«Дикий дикий Вест»(1999)
[править]Компьютерные игры
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura»
«II: Dark Prophecy» — технологии гномов
«Warhammer» (технологии имперцев и гномов)
«Bioshock» (дизельпанк)
«Bioshock Infinite»
«Legacy of Kain: Blood Omen 2» (большинство технологий)
«Damnation» (стимпанк-шутер, разработанный Blue Omega Entertainment и изданный Codemasters)
«Dreamfall: The Longest Journey»
«Enclave» (элементы клокпанка и стимпанка)
«Final Fantasy VI»
«Final Fantasy IX» (элементы стимпанка в технологиях Туманного континента)
«Final Fantasy XII»
«Myst» (с сиквелами)
«Mystery Case Files» (серия игр в жанре «квест/поиск предметов»; игрок пользуется «компьютером», выполненном в стиле стимпанк)
«Magic: the Gathering» (многие миры)
«Nox» (элементы клокпанка и стимпанка)
«ParaWorld» (элементы стимпанка)
«Pathologic» (элементы стимпанка)
«Progear» (скроллинг-шутер, выполненный в стиле стимпанка)
«Resonance of Fate»
«Sky2Fly»
«Steel Empire»
«Sublustrum»
«Syberia» (элементы клок-панка и стилистики, характерной для стимпанка, в нашем времени)
«Syberia II»
«The Elder Scrolls III Morrowind» (Технологии двемеров, эксперименты Сота Сила)
«Thief I: Dark Project»
«Thief II: Metal Age»
«Thief III: Deadly Shadows»
«Warcraft» (Технологии гоблинов и гномов)
«Westlands: Age of Steam»
«Дорога на Хон-Ка-Ду (Steamland)»
«Машинариум»
«Zeno Clash»
«Rise of Nations: Rise of Legends» (раса Vinchi)
«Sudeki» (элементы стимпанка)
«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» (гномы)
«Ragnarok Online» (республика Шварцвальт, в особенности город Эйнброч)

Сериалы
«Склад 13» (англ. Warehouse 13) (2009)
Риз (веб-сериал)




Комментариев нет:

Отправить комментарий