понедельник, 12 марта 2012 г.

Женщина на Луне / Frau im Mond первый научно-фантастический фильм.




Женщина на Луне / Frau im Mond


Страна: Германия
Жанр: научно-фантастический, немое кино
Год выпуска: 1929
Продолжительность: 02:42:22

Перевод: Субтитры. Перевод vjub58
Cубтитры: русские
Оригинальная аудиодорожка: Есть. Тапёр.

Режиссер: Фриц Ланг / Fritz Lang

В ролях: Клаус Поль (Klaus Pohl), Вилли Фритш (Willy Fritsch), Фриц Расп (Fritz Rasp), Герда Маурус (Gerda Maurus), Густав фон Вангенхайм (Gustav von Wangenheim) и др.

Сюжет

Профессор Георг Манфельдт (Клаус Поль) некогда был освистан коллегами за предложение организовать экспедицию на Луну, богатую самородным золотом, и влачит полуголодное существование, оставленный всеми, кроме его последователя Вольфа Хелиуса (Вилли Фрич). Однако внезапно к его проекту полета на Луну проявляет интерес странный человек (Фриц Расп), который называет труд профессора «курьёзом» и предлагает продать рукопись по бросовой цене. Профессор спускает его с лестницы.


Вольф Хелиус говорит профессору, что намерен совершить космическую экспедицию по его проекту. Профессор умоляет взять в путешествие и его и спрашивает, полетит ли инженер Виндеггер (Густав фон Вангенхайм), который помогал Хелиусу в разработке космического корабля. Хелиус, смутившись, сообщает, что Виндеггер сделал предложение студентке Фриде Велтен (Герда Маурус) и даже не знает о его решении отправиться в полет (при этом он умалчивает, что и сам давно влюблен в Фриде). Профессор Манфельдт рассказывает о том, что кто-то пытался выкрасть его бумаги. Хелиус предполагает, что кто-то ещё воспринимает всерьёз теорию «золотой Луны» и хочет воспользоваться трудом профессора. Манфельдт отдаёт рукопись Хелиусу, считая, что у того она будет в безопасности. Хелиус отправляется на машине домой. По дороге цветочница дарит ему букетик.

В это время в квартиру Хелиуса приходит незнакомец. Хелиуса ещё нет, и незнакомец уговаривает экономку разрешить ему подождать, а сам впускает в дом с чёрного хода двух громил.

Шофёр, который привёз Хелиуса, обнаруживает, что тот, вдохнув аромат отравленных цветов, потерял сознание. Шофёр и экономка помогают ему выйти из машины. Придя в себя, Хелиус вспоминает, что рукопись Манфельдта осталась на сидении. Он возвращается к автомобилю, но рукописи там уже нет — она похищена.

В это время громилы под руководством незнакомца выносят из кабинета Хелиуса все материалы по будущему космическому путешествию.

Хелиус пытается вызвать по телефону полицию, но связи почему-то нет. Он отсылает шофёра за полицией, однако машину угоняют у того прямо из-под носа. Хелиус в это время обнаруживает, что его сейф ограблен.

Между тем, снова появляется странный незнакомец, который называет себя Тернером и проявляет поразительную осведомлённость в произошедших событиях. По его приказу возвращена машина Хелиуса, он моментально исправляет телефон, который, несомненно, сам же перед этим и испортил. Он объясняет Хелиусу, что проектом Манфельдта заинтересовались пятеро самых богатых людей планеты, которые держат под контролем все мировые запасы золота. Они уже оценили технические разработки Хелиуса и Виндеггера и готовы поддержать проект при условии полного над ним контроля. Они знают, что экспериментальная беспилотная ракета Хелиуса уже была выведена на окололунную орбиту и, автоматически сделав серию снимков лунной поверхности, успешно вернулась на Землю с информацией, что на обратной стороне Луны вполне может быть атмосфера и, возможно, жизнь. Полет на Луну больше не зависит от желания Хелиуса — вопрос лишь в том, хочет ли принять в нём участие сам Хелиус. И всем будет только лучше, если в полёт уйдёт уже почти готовая построенная им пилотируемая ракета. Собственно, и здесь у него выбора нет — ангар с космическим кораблём заминирован и, если Хелиус откажется, будет немедленно взорван.

Хелиус в ярости бросается на незнакомца, но тот направляет на него пистолет и поясняет, что также намерен отправиться в этот полёт, чтобы блюсти интересы своих нанимателей.

В конце концов Хелиус вынужденно соглашается с ультиматумом. Он рассказывает обо всем Виндеггеру и его невесте. Виндеггер приходит в ярость. Фриде, которая не была прежде посвящена в их планы, просит взять в экспедицию и её тоже. Хелиус, который тайно её любит, пытается отговорить её, напоминает о гибели первой пилотируемой экспедиции, но безуспешно.

Старт лунной экспедиции происходит при огромном стечении народа со специального космодрома. Огромную двухступенчатую ракету, места в которой уже занял экипаж (Хелиус, Виндеггер, Манфельдт, Фриде и Тернер), в вертикальном положении вывозят из ангара и опускают в заполненную водой стартовую шахту. Ведётся прямой радиорепортаж о запуске. Обратный стартовый отсчёт — и ракета уходит в небо.

Пройдя через опасные перегрузки и сбросив разгонную ступень, ракета направляется к Луне. Невесомости нет — она наступает только в области равновесия сил тяготения Земли и Луны, и на этот случай пол и потолок рубки оборудованы ременными петлями, которые позволяют людям перемещаться в условиях отсутствия тяготения.

По дороге в трюме обнаруживается «заяц» — мальчик Густав, который проник в космический корабль из-за страстной любви к фантастическим журналам. Путешественники наблюдают через смотровое окно впечатляющие виды Земли из космоса, сцену выхода Солнца из-за земной сферы, приближающуюся Луну. Достигнув «зоны нулевого тяготения», они осваивают невесомость, в том числе её влияние на поведение незакреплённых предметов и текучих жидкостей.

Приблизившись к Луне, экипаж разворачивает ракету и осуществляет драматическую жёсткую посадку, используя основной двигатель в качестве тормозного. Ракета глубоко зарывается в лунную пыль.

Среди членов экспедиции нет единого мнения о дальнейших действиях — Виндеггер настаивает на немедленном возвращении, он уверен, что на Луне их ждёт только смерть. Услышав его разговор с Фриде, профессор Манфельдт, опасаясь, что ему не дадут возможности осуществить свою мечту и выйти на поверхность Луны, надевает скафандр и через шлюзовую камеру покидает корабль. Он проверяет наличие кислорода в атмосфере, зажигая спички, снимает шлем и отправляется с лозой искать воду и золото. Остальные решают заняться починкой ракеты, кроме Тернера — тот вызывается пойти по следам профессора, рассчитывая найти не только его, но и то, ради чего летел сюда — золото.

Между тем, профессор, увлекаемый лозой, находит грязевые источники и россыпи огромных золотых самородков. Целые скалы здесь состоят из золота! В этот момент его догоняет Тернер. Испугавшись, профессор проваливается в расщелину. Тернер, даже не пытаясь выяснить его судьбу, начинает собирать самородки, а затем отправляется к месту посадки, по пути уклонившись от встречи с пошедшими за ним Хелиусом и Густавом, которым так и не удаётся найти погибшего профессора.

В это время Тернер возвращается к ракете, нападает на Виндеггера и пытается улететь на Землю в одиночку, но его планы срывает Фриде, которой удаётся запереться в корабле и продержаться до возвращения Хелиуса. В завязавшейся схватке Тернер погибает, но успевает повредить кислородный баллон. Теперь воздуха при возвращении на Землю для всех не хватит, и кто-то должен остаться на Луне. Хелиус предлагает Виндеггеру тянуть жребий, чтобы определить, кому из них двоих придётся остаться. Виндеггер ужасно боится и требует, чтобы Хелиус тянул жребий первым. Тот вытягивает удачу. Виндеггер подавлен и деморализован, но мужественно пытается держать себя в руках. Фриде спрашивает, не хочет ли он, чтобы она осталась с ним, но Виндеггер её предложение отвергает.

На поверхность Луны выгружаются припасы и палатка. Хелиус, не желая разлучать помолвленных Виндеггера и Фриде, решает остаться на Луне сам. Чтобы избежать ненужных дебатов, он подсыпает Виндеггеру и Фриде снотворное и объясняет Густаву, что нужно сделать для запуска ракеты.

И в тот момент, когда ракета взлетает, и Хелиус готов впасть в отчаяние, он вдруг обнаруживает, что Фриде, которая обо всем догадалась и не стала пить вино со снотворным, осталась на Луне вместе с ним.


Интересные факты
Техническим консультантом фильма был выдающийся немецкий инженер Герман Оберт, один из инициаторов создания ракетной техники и энтузиаст идеи космических полётов, предшественник и учитель Вернера фон Брауна. Более того: участие в этом проекте существенно помогло Оберту в экспериментах по постройке настоящей жидкотопливной ракеты.
«Вилли Лей, писатель и один из активных членов недавно созданного „Общества межпланетных сообщений“, в будущем известный историк ракетной техники и космонавтики, предложил киностудии УФА поручить Оберту не только научные консультации, но и дать ему возможность построить и запустить (до появления фильма на экранах кинотеатров) небольшую настоящую ракету. Эта идея воодушевила не только режиссера, но и что более важно, отдел рекламы киностудии. Специалисты по рекламе понимали, что старт такой ракеты будет блестящей рекламой для готовящегося к прокату фильма. Нужны были средства для этой затеи. Фриц Ланг дал на эту работу 5000 марок, а другие 5000 марок отпустила киностудия УФА из своих средств. Таким образом, совершенно неожиданно Оберт стал обладателем 10000 марок для экспериментальных работ над ракетой. Осторожные финансисты киностудии заботились не только о рекламе. В заключенном в 1929 году с киностудией договоре Оберт обязательно должен выплачивать ей 50 % доходов от изобретений, которые он, возможно, сделает при работе над этой ракетой, если он такие доходы в будущем будет получать.»
В фильме впервые был показан предстартовый обратный отсчёт. Он был придуман как драматический приём для нагнетания напряжения, но оказался чрезвычайно удобным и впоследствии естественным образом вошёл в практику ракетных запусков.
Показанные в фильме фантастические журналы вымышлены — судя по обложкам, это выпуски о фантастических приключениях детектива Ника Картера.
Стартовый комплекс для космической ракеты во многих деталях поразительно напоминает космодром NASA на мысе Канаверал, за исключеним старта из заполненной водой шахты, остальные обстоятельства (большие размеры ракеты, её заправка жидким топливом, вывоз из ангара в вертикальном положении, стартовые мачты, посадка экипажа с подъёмника во вторую ступень) представляют собой пример удивительно точного технического предвидения.
Наиболее распространённая версия фильма имеет продолжительность 169 минут. Восстановленная в 2000 году полная версия длится 200 минут. Американский прокатный вариант был сокращён до 95 минут.
Кадр из фильма был нарисован на нижней части корпуса первого экземпляра ракеты Фау-2.

wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий